Пропустить команды ленты Пропустить до основного контента
Справка (в новом окне)
Вход
Перейти вверх
    Войти
    иркутское время: 21:20
    Документы Виртуальная приемная

    Защита прав потребителей

    31.10.2019
    В целях повышения финансовой грамотности граждан, формирования у населения разумного финансового поведения, навыков управления личным и семейным бюджетом, ответственного отношения к личным финансам, оценки собственной кредитоспособности, знания своих прав на качество предоставляемых финансовых услуг и способов восстановления при их нарушении, Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области разработала памятки. ​

    Автор: Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области
    15.03.2019

    С 15 марта по 14 апреля проводится месячник защиты прав потребителей, в связи с Распоряжением Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 25 февраля 2019года № 506-ср с целью повышения качества и культуры обслуживания населения Иркутской области в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, содействия правовому просвещению граждан на территории Иркутской области.

    Автор: Управление Роспотребнадзора по Иркутской области
    26.02.2019

    Гарантийный срок – это период, в течение которого потребитель имеет право обратиться к продавцу или изготовителю с претензиями по поводу качества товара или обнаруженных в нем существенных недостатков.

    Автор: Консультационный центр по защите прав потребителей
    20.08.2019
    ​​​

    В целях оперативного информирования, консультирования и просвещения потребителей Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) созданы: информационный портал «Государственная информационная система Защиты прав потребителей» и единый информационный канал «Единый консультационный центр Роспотребнадзора». Также представлена подробная памятка «Способы подачи жалобы в Роспотребнадзор»​. ​

    Автор: Пресс-служба администрации города Иркутска
    26.02.2019

    С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», устанавливающий специальное регулирование для деятельности владельцев агрегатора.

    Автор: Консультационный центр по защите прав потребителей
    26.02.2019
    Главной поддержкой гражданина в спорных вопросах по защите его прав, как потребителя является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителя» от 07.02.1992 № 2300. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.

    Автор: Консультационный центр по защите прав потребителей

    ​Правоотношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Закон РФ «О защите прав потребителей» действует с 1992года. Структурно закон состоит из преамбулы и четырех разделов (I «Общие положения», II «Защита прав потребителей при продаже товаров», III «Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг», IV «Государственная и общественная защита прав потребителей»). В законе были закреплены важные установки, усиливающие стабильность юридического статуса потребителя.

    1. Полномочия исполнительной ветви власти в сфере регулирования отношений по защите прав потребителей, ограниченные деятельностью Правительства РФ в особо предусмотренных законодательстве случаях, были усилены указанием на исключение из этой сферы министерств и ведомств.
    2. Регламентировано право на информацию и ответственность за ненадлежащую информацию при этом при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией, особо введена презумпция отсутствия у него специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
    3. Особо установлен запрет обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других, а так же навязывать потребителю за плату дополнительные услуги.
    4. Провозглашен приоритет добровольного урегулирования споров продавцов (изготовителей, исполнителей) с потребителями и предусмотрены его преимущества. Так закон закрепил добровольный порядок уплаты неустойки (п.5 ст.13), а п.6 ст.13 обязанность суда взыскивать с изготовителя (исполнителя, продавца) штраф в соответствующий бюджет в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
    5. Индивидуальные усилия потребителей в борьбе за свои права дополнены возможностями защиты общественными организациями потребителей, так же полномочиями органов местного самоуправления и государственной защиты прав потребителей (Федеральные государственные исполнительные органы, осуществляющие контрольные и надзорные полномочия в области защиты прав потребителей).
    6. В законе РФ 1992 года потребители – покупатели были «отделены» от потребителей – заказчиков, что с учетом объективно существующих между ними различий с практической точки зрения позволило качественнее обеспечить права и интересы тех и других.

     

    Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

    потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
    (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

    изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
    (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

    исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
    (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

    продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
    (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

    уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;
    (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

    импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.
    (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

    Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны.

    В отличие от многих актов, не обеспеченных механизмом реализации закон РФ начал работать немедленно (т.е. 07.04.1992г.) получил популярность среди населения и применимость на практике.

    Правительство РФ сразу же приняло постановление «Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителей» N359 от 28.05.1992г.

    Далее появились Разъяснения ГКАП РФ «О некоторых вопросах применения закона РФ от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей»», а так же постановление Пленума Верховного суда РФ N7 от29.09.1994г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», оба документа прокомментировали многие важные положения Закона, устранив ряд неопределенностей в вопросах его понимания и применения.

    Так, в целях конкретизации предмета правовой регламентации Закона РФ в разделе 2 Разъяснений ГКАП РФ было указано, что действие закона распространяется на договоры купли – продажи, направленные на удовлетворение личных бытовых нужд гражданина, под работами надлежит понимать деятельность исполнителя, материальные результаты которой передаются гражданам - потребителям для удовлетворения личных бытовых нужд (строительство жилых домов, ремонт обуви), а под услугами – деятельность исполнителя, не оставляющую материального результата, полезный эффект (результат), который используется гражданами – потребителями для удовлетворения личных бытовых нужд (транспортные, консультативные, медицинские, услуги связи и др.). В свою очередь п.1 постановления Пленума Верховного суда РФ очертил примерный перечень договорных отношений, охватываемых Законом РФ. В нем в частности охватывались отношения, вытекающие из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя - гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    С 20 декабря 1999 года (времени опубликования Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 17 ноября 1999 года) отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

     

    Современное законодательство в сфере защиты прав потребителей имеет следующую иерархию:

    1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а так же международные договоры РФ, являющиеся в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ и применяющиеся непосредственно или после издания национального акта. В случае разногласий они имеют приоритет над национальным законодательством. Общепризнанные принципы международного права в сфере защиты прав потребителей аккумулированы в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН N 39/248 от 09.04.1985г. и большинстве своем отражены в нормах действующего закона РФ «О защите прав потребителей».
    2. Гражданский кодекс РФ – основополагающий акт в системе гражданского законодательства.
    3. Закон РФ «О защите прав потребителей» в соответствии, с которым принимаются иные федеральные законы, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей.

      Гражданский кодекс предусматривает все наиболее принципиальные нормы общего характера, необходимые для регулирования отношений, составляющих его предмет, кроме того, содержит правила, обращенные к ключевым видам общественных отношений. Есть в нем отдельные правила, особо регулирующие потребительский оборот, а так же специальные конструкции, в той или иной степени ориентированные на потребителя (например, договоры розничной купли – продажи, проката, бытового подряда). Согласно ст.9 ФЗ РФ «О введении в действие части второй ГК РФ» в случаях, когда одной из сторон обязательства является потребитель, он пользуется правами в соответствии с ГК, а так же законодательством о защите прав потребителей. В соответствии с постановлением Верховного суда РФ закон РФ «О защите прав потребителей» применяется к отношениям с участием потребителей в следующих трех случаях:

      - если это прямо предусмотрено ГК (п.3 ст.492, п.3 ст.730).
      - когда законодательство о защите прав потребителей устанавливает иные правила, чем ГК и ГК допускает возможность такого их установления. Так, в обход общего правила зачетной неустойки закон «О защите прав потребителей» предусматривает ее штрафной характер.
      - если ГК не содержит прямого указания об этом, но законодательство о защите прав потребителей конкретизирует и детализирует соответствующие нормы ГК или ГК и вовсе не регулирует отношения с участием потребителей. Так, поскольку в ГК нет аналогов правилам, предусмотренным в статьях 8-10 Закона РФ, последние применяются независимо от ссылки на них ГК.
    4. Правовые акты РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей. Они не могут быть актами федеральных органов исполнительной власти, в принципе могут существовать в виде Указов Президента РФ, но едва ли не всегда являются Постановлениями Правительства РФ.

     

    В соответствии с действующим законодательством защита прав потребителей обеспечивается на государственном, общественном уровне и путем создания органами местного самоуправления соответствующих структур. Основным элементом национальной системы защиты прав потребителей является защита прав потребителей органами местного самоуправления. По статистике свыше 80 % всех обращений потребителей приходится именно на муниципальные службы по защите прав потребителей, обеспечивающих юридическую помощь на безвозмездной основе. Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей предусмотрены ст. 44 федерального закона «О защите прав потребителей».

    Отдел по защите прав потребителей как структурное подразделение Комитета по потребительскому рынку администрации г. Иркутска существует с 1993 года.
    В функции отдела входит:

    • рассмотрение жалоб, заявлений, обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
    • консультирование граждан по вопросам законодательства о защите прав потребителей;
    • предъявление исков в суд в целях защиты прав потребителей (неопределенного круга потребителей);
    • при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительное извещение об этом федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг); 
    • информационно-просветительская деятельность по актуальным вопросам защиты прав потребителей.

    За весь период существования отдела оказана правовая помощь свыше 40 тысячам человек. Число обращений граждан в отдел растет из года в год. В 2006 г. число обращений потребителей составило - 5129, а за первое полугодие 2007г. отделом рассмотрено 2772 устных и письменных обращений и заявлений потребителей. По структуре заявления и обращения граждан по видам деятельности следующая:

    • торговля – 72 %
    • бытовые услуги – 11%
    • коммунальные услуги – 2%
    • услуги связи - 6,5 %
    • услуги риэлтеров – 3%
    • участие в долевом строительстве – 3%
    • потребительское кредитование – 1%
    • прочие виды деятельности – 6,5%

    Специалисты отдела оказывают правовую помощь при подготовке исковых материалов при обращении потребителей в суд в самостоятельном порядке, и принимают участие в судебных процессах в интересах потребителей по их просьбе, оказывая правовую поддержку.
    Право на судебную защиту потребителя предусмотрено ст. 17 Закона. В соответствии с данной статьей потребителю предоставлено право на альтернативную подсудность и освобождение от уплаты госпошлины при обращении в суд.

    В соответствии с пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением их прав, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае если цена иска превышает эту сумму, потребитель уплачивает государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.

    Необходимо иметь в виду, что по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п. 6 ст. 18, п. п. 5, 6 ст. 19, п. п. 4, 5, 6 ст. 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

    В соответствии с вышеизложенными положениями и нормами законодательства обеспечивается механизм защиты прав потребителей.

     
    ​​

    Государственная информационная система Защиты прав потребителей

    Государственная информационная система Защиты прав потребителей – ГИС ЗПП – это информационный ресурс, направленный на информирование, консультирование и просвещение потребителей.

    Данный информационный портал был создан с целью ознакомления граждан, с законодательством о Защите прав потребителей, а также информирования о продукции не отвечающей Российским стандартам качества.

    ГИС – ЗПП - первый информационный портал, помогающий потребителям защитить свои права самостоятельно без лишних экономических и финансовых затрат, поскольку содержит образцы документов (претензии, исковых заявлений) по наиболее часто встречающимся нарушениям в сфере защиты прав потребителей.

    Для того, чтобы воспользоваться сайтом ГИС ЗПП – необходимо перейти на данную страницу

    https://zpp.rospotrebnadzor.ru/

    ​​

    Единый консультационный центр Роспотребнадзора

    В начале 2019 года, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) был создан Единый консультационный центр Роспотребнадзора (ЕКЦ). Это единый информационный канал, предназначенный для организации обработки поступающих звонков от граждан Российской Федерации, иностранных граждан, представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Единый консультационный центр Роспотребнадзора организован в целях консультирования граждан по вопросам санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей, а также оперативного реагирование на внештатные ситуации.

    Функционирование Единого консультационного центра Роспотребнадзора направленно на повышение доступности и качества консультирования населения, оперативного разрешения неблагополучных ситуаций, своевременного перенаправления обращения в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

    Все звонки, поступающие в ЕКЦ Роспотребнадзора с мобильного или городского телефона, зарегистрированного в РФ и находящегося на территории страны, являются БЕСПЛАТНЫМИ.

    Для организации работы Единого консультационного центра Роспотребнадзора, в г. Санкт – Петербург был создан колл – центр. Все входящие звонки на телефон горячей линии поступают именно туда: 8-800-555-4943

    ИНСТРУКЦИЯ Единый Консультационный Центр Роспотребнадзора


    Способы подачи жалобы в Роспотребнадзор

    Можно ли подать жалобу на действия продавца, исполнителя услуги, на сайте ГИС ЗПП?

    Информационный ресурс ГИС ЗПП не предназначен для обращений граждан в надзорные органы, в том числе по вопросам, относящимся к защите прав потребителей!

    Куда можно обратиться, с жалобой на действия продавца, исполнителя услуги?

    ИНСТРУКЦИЯ Способы подачи жалобы в Роспотребнадзор​

    ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области"

    8 (3952) 22-23-88

    Единый консультационный центр Роспотребнадзора

    88005554943

    Документы

    Информация о защите прав потребителей (итоги деятельности во 2 квартале 2015 года)
    01.07.15 Скачать (49 кб)
    Информация о защите прав потребителей (итоги деятельности в 1 квартале 2015 года)
    06.04.15 Скачать (49 кб)
    Информация о защите прав потребителей (итоги деятельности в 1 квартале 2014 года)
    01.04.14 Скачать (43 кб)