Пропустить команды ленты Пропустить до основного контента
Справка (в новом окне)
Вход
Перейти вверх
    Войти
    иркутское время: 21:20
    Форум Виртуальная приемная

    Терроризм

    ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ "ТЕРРОРИЗМ"?
     
    В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму»:
     
    «ТЕРРОРИЗМ – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
     
    «ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
    - организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта;
    - подстрекательство к террористическому акту;
    - организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
    - вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;
    - информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
    - пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности».

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     
    «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ устанавливает уголовную ответственность за террористическую деятельность, в том числе за:
     
    -  совершение террористического акта;
    -  содействие террористической деятельности;
    -  публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;

    -  захват заложника или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника;

    Кроме этого к преступлениям против общественной безопасности отнесено «заведомо ложное сообщение об акте терроризма».

     

     
    О ТАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИВЕРСИОННО-ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ (ДТА)
     
    Анализ материалов расследования совершенных на территории Российской Федерации акций террористического характера позволяет выделить наиболее характерные признаки их подготовки. Во всех известных случаях места совершения ДТА предварительно изучались террористами и их пособниками.
     
    Типичные признаки подготовки к проведению террористических актов:
    • видео- и фотосъемка объекта;
    • наблюдение (в т.ч. с применением технических средств - биноклей, телескопов);
    • составление схем объекта и путей подхода к нему;
    • попытка получения данных о системе охраны и обороны объекта;
    • поиск возможности приобретения, закупка или наличие взрывчатых веществ (их компонентов), средств взрывания, которые могут использоваться при изготовлении самодельных взрывных устройств (СВУ), а также штатных боеприпасов, включая артиллерийские, и оружия;
    • приобретение партий электронных часов различных систем, приемников (пейджеров) и малогабаритных радиостанций;
    • приобретение автомобилей распространенных моделей отечественного производства (ВАЗ-2101, 2103, 2106), в первую очередь подержанных, без нотариального оформления на право пользования;
    • уклонение от переоформления приобретенных автомобилей в установленном порядке через РЭО ГИБДД;
    • пренебрежительное отношение к техническому состоянию, а особенно внешнему виду приобретаемого автомобиля;
    • установка на автомобилях дублирующих, вспомогательных и временных систем, вызывающих сомнение в их необходимости (топливных, электрооборудования);
    • сбор, закупка различных металлических предметов (гаек, болтов, частей шариковых и роликовых подшипников и т.п.);
    • появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки, повышенный и при этом слабомотивированный интерес к определенным аспектам в деятельности объекта возможного проведения террористической акции;
    • выведывание у окружающих сведений о режиме работы объекта, порядке доступа на него;
    • проникновение в подвалы и на чердаки многоэтажных зданий лиц, не имеющих к ним какого-либо отношения;
    • оставление лицом или обнаружение в людных местах бесхозных пакетов, сумок, свертков;
    • наличие на человеке спрятанных под одеждой предметов;
    • высказывания намерений осуществить ДТА;
    • попытки изменения внешности, в том числе с помощью грима, накладных усов, париков, повязок, частая, немотивированная смена верхней одежды, приобретение необходимых аксессуаров для изменения внешности;
    • приобретение, наличие документов с разными установочными данными;
    • предложение выполнить малозначимую работу за солидное вознаграждение: перегона машины, переноса пакета (мешка, свертка и т.д.), передача посылки, в том числе пассажирами железнодорожного или автомобильного транспорта.
     
    В тактической модели действий террориста при совершении ДТА с использованием СВУ можно выделить следующие типовые стадии:
    • Проведение разведки объекта.
    • Выбор способа проведения ДТА и исполнителей. При этом в зависимости от целей террористической организации исполнители могут заранее рассчитываться как бросовый материал.
    • Доведение плана операции до исполнителей и дополнительная их психологическая обработка. При этом исполнителям внушается, что акция полностью безопасна.
    • Осуществление расстановки вспомогательных сил, в том числе и для проведения мероприятий по обеспечению отхода, безопасности или ликвидации исполнителя террористической акции.
    • Проведение акции.
     
    Арсенал методов, применяемых террористами для совершенствования ДТА очень широк:
    • закладка самодельных взрывных устройств в автомобили, подвалы домов или квартиры;
    • установка фугасов, закамуфлированных под элементы дорожного покрытия или ограждения;
    • террористы-смертники, которые могут использоваться в качестве водителей транспортных средств, начиненных взрывчаткой, или сами могут быть носителями СВУ;
    • захват самолета с целью тарана объектов;
    • использование плавательных и летательных средств.
     
    При закладке фугасов в первую очередь рассматриваются: маскировка под дорожно-ремонтные работы, деятельность рабочих-озеленителей и т.п. Закладка СВУ производится в канализационные люки и под дорожное покрытие.
    Из материалов расследований ДТА отмечаются варианты способов размещения СВУ: "пояс шахида" (на груди, на бедре, на талии, в т.ч. имитируя беременность) в камуфлированном изделии (например, дамская сумка; видеокамера; барсетка, дипломат).
     
    За последнее время для совершения террористических акций в метрополитенах НВФ предпочитают использование боевиков-смертников, которых они относят к "оружию стратегического назначения". Смертники - это, в большинстве случаев, молодые мужчины и женщины 20-35 лет. На задание смертников, как правило, посылают парами (один - исполнитель, второй -контролер). Если у исполнителя что-то не получится или передумает умирать, то контролер должен исполнителя ликвидировать. Уничтожение смертника планируется и в том случае, если он не сможет проникнуть на охраняемый объект. В этом случае уничтожение смертника осуществляется путем подрыва носимых им взрывных устройств с помощью дистанционного устройства.
     
     Их использование дает огромное преимущество поскольку:
    - такие акции почти всегда приводят к многочисленным жертвам;
    - они всегда попадают в фокус СМИ, что рекламирует их решимость к самопожертвованию;
    - применение тактики самоубийств гарантирует, что атака состоится в наиболее подходящий момент, с конкретным выбором цели для ее взрыва (уничтожения); в-четвертых, нет нужды готовить пути отхода;
    - нет опасений, что исполнитель попадет в руки правосудия и выдаст организаторов.
     
    Практика показывает, что на территории Российской Федерации террористы не идут на совершение ДТА в ярко выраженной национальной одежде. Главная задача боевиков - раствориться в толпе и ничем не привлекать к себе внимание. Характерная черта нескольких резонансных террористических акций, совершенных террористами-смертниками в летнее время - одежда не соответствующая погоде, просторная, призванная скрыть "пояс шахида".
     
    Особенности поведения при проживании террористов на квартирах:
    • проживают, практически не выходя из помещения (запрещено общаться с соседями, даже если они сами захотят вступить в контакт);
    • в квартирах не заметны следы бытового пребывания, отсутствует музыка, звуки работающего телевизора, не слышны бытовые разговоры, звуки хозяйственной деятельности. Мусор могут выносить другие люди, которые приносят еду, или обитатели квартиры ночью;
    • отсутствие косметики у женщин, кроме средств окрашивания волос;
    • наличие характерных продуктов питания, предназначенных специально для мусульман. В идеале смертник не должен питаться "нечистой" едой, продукты должны быть приобретены только в специальных местах.
     
    Для решения задач по предупреждению и недопущению террористических акций с использованием различных средств подрыва, в том числе СВУ, важное значение приобретает изучение и анализ тактики террористов, стандартных моделей их действий в различных условиях.
    Большую роль в предотвращении террористических актов могут сыграть действия, как общественных организаций, так и простых граждан. Анализ проведения крупномасштабных актов свидетельствует о том, что своевременное реагирование гражданами на признаки террористической деятельности могло бы существенно повысить возможности органов безопасности и правоохранительных органов по выявлению и предотвращению актов терроризма. При этом необходимо предостеречь граждан от попыток самостоятельного изучения подозрительных предметов (например, брошенные машины, сумки, пакеты и т.п.). В случае обнаружения необходимо незамедлительно обращаться в соответствующие органы. Только совместными усилиями органов государственной власти, общественных организаций и всего гражданского общества можно пресечь преступные устремления главарей террористических организаций.
     
    Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом в органы ФСБ или МВД.
     

    ПАСПОРТА АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ

    Администрация города Иркутска напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» должны разрабатываться паспорта антитеррористической защищенности (далее – паспорта АТЗ). Паспорт АТЗ необходим для оценки объекта со стороны противодействия и недопущения террористических актов, а так же минимизации вреда здоровью и жизни граждан.

    Паспорта антитеррористической защищенности разрабатывают

    физические и юридические лица в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании, если в них единовременно могут находиться 50 человек и более.

    Образец паспорта АТЗ

     

    НОРМАТИВНАЯ БАЗА

    Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 (далее - Концепция), в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

    В соответствии с п. 15 Концепции, предупреждение (профилактика) терроризма предполагает, в том числе решение задач по разработке и введению в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

    Пунктом 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

    Пункт 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» устанавливает, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

    а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

    б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

    в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

    Также дается понятие антитеррористической защищенности объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

    Статья 5. Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"

    4) устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса);

    Паспорт антитеррористической защищенности (Паспорт безопасности, Антитеррористический паспорт), в зависимости от профиля деятельности, ведомственной принадлежности и территориального расположения объекта той или иной организации документ может иметь различные названия, но независимо от данных факторов - это информационно-справочный документ, в котором отображается детальная информация об объекте, а также производится анализ и моделирование возможных кризисных ситуаций (с учетом профиля и особенностей объекта). Основной целью оформления Паспорта антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей (Паспорт безопасности места массового пребывания людей, Паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей), является повышение уровня комплексной безопасности объекта. Также Антитеррористический паспорт объекта нужен оперативным службам для получения необходимой информации об объекте в случае возникновения кризисных ситуаций. Согласно действующего законодательства ответственным за разработку, актуализацию и корректировку Паспорта АТЗ объекта является руководитель организации.

    Кроме того, действуют правовые акты Правительства Российской Федерации, изданные в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».

    1. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2014 г. № 789 «Об антитеррористической защищенности объектов Вооруженных Сил Российской Федерации».

    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 г. № 853 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства юстиции Российской Федерации и формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства юстиции Российской Федерации».

    3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. № 872 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности объектов (территорий) этих объектов (территорий)».

    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 г. № 875 «Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) этих объектов (территорий)».

    5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 г. № 876 «Об антитеррористической защищенности объектов Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

    6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2014 г. № 1093 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и формы паспорта безопасности объектов (территорий) Федерального агентства специального строительства».

    7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. № 1130 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)».

    8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1193 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы».

    9. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1309 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

    10. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № 1328 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) таможенных органов и формы паспорта безопасности объектов (территорий) таможенных органов».

    11. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. № 1413 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объектов (территорий) промышленности».

    12. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта».

    13. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 205 № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

    14. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. № 252 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) ракетно-космической промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) ракетно-космической промышленности».

    15. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. № 253 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) органов федеральной фельдъегерской связи и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

    16. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

    17. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2015 г. № 324 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной миграционной службы и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

    18. Постановление Правительства РФ от 13 мая 2016 г. № 410 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)”

    19. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта»

    Если в случае проверок объекта выявляется, что паспорт антитеррористической защищенности не разработан и не согласован в установленном порядке, то проверяющий орган может выдать предписание с целью устранения данного нарушения и выписать административный штраф.

    Статья 20.6.1. КоАП РФ "Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в размере:

    Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения -

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Статья 14.34.5 КоАП РФ "Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках":

    Организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности, а равно нарушение установленных требований к оформлению или утверждению паспорта безопасности розничного рынка -

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.


    "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016)

    Статья 19.5.1. КоАП РФ.

    Неисполнение решения сформированного по решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, которое принято в пределах компетенции указанного коллегиального органа, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Статья 9.21 КоАП РФ.

    Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Статья 20. 30 КоАП РФ.

    Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния,

    - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.